Россия, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, ОАЭ, Турция, Испания, Канада, Колумбия
+7 (747) 094-02-05
Что пережил ритейл в 2021 и как подготовиться к 2022
Прослеживаемость товаров с 1 июля 2021 года
Переход на новый формат передачи фискальных данных (ФФД 1.2)
Закон об обязательных QR-кодах в общественных местах
Онлайн-кассы на рынках и ярмарках в 2022 году
2021 год был весьма насыщенным для розницы и складской деятельности. Давайте посмотрим ключевые изменения за прошедший год и что готовит нам грядущий 2022-ой.
Прослеживаемость товаров с 1 июля 2021 года
С 1 июля 2021 года система прослеживаемости стала полностью рабочей. Те, кто ввозит и продает товары, которые относятся к прослеживаемым, должны предусмотреть определенные процедуры. Необходимо отчитываться перед налоговой инспекцией об операциях, счетах фактуры с реквизитами, а также различными уведомлениями. Система прослеживаемости относится к организациям и к предпринимателям, которые импортируют продукцию из-за границы. В связи с этим, участникам оборота придется обновить свою программы для формирования отчетов или приобрести ее (чаще всего используют 1С).
Список товаров утвержден Приложением к постановлению Правительства РФ №807 от 25.06.2019.:
- Детские коляски;
- Детские автомобильные кресла безопасности;
- Транспорт промышленного назначения: экскаваторы, трамбовочные машины, грейдеры, бульдозеры, самоходные планировщики, дорожные катки, погрузчики с одним ковшом;
- Проекторы, мониторы для автоматизированной обработки данных, а также, без встроенной телеприемной аппаратуры и телеприемники;
- Стиральные машины для промышленного назначения и бытовые стиральные машины.
Онлайн-кассы на 2021 год
Начиная с 1 июля 2021 года должны осуществить переход на онлайн-кассы ИП без сотрудников:
- Реализующие товары личного производства;
- Оказывающие услуги и производящие работы;
К тому же с 1 июля изменились требования к администрациям рынков. Правило заключается в том, что на рынках допускается работа без онлайн-кассы, но фактически исключается большинство продавцов:
- Те, кто работает на улице или крытом помещении рынка (палатки, автофургоны);
- Те, кто продает одежду, ковры, изделия из кожи, медицинские товары, мебельную продукцию (устанавливает список правительства от 14 апреля 2017 года №698-Р);
- Реализующих товары, подлежащие обязательной маркировке.
Переход на новый формат передачи фискальных данных (ФФД 1.2)
C 6 августа применили новый формат передачи фискальных данных – версия 1.2.
Новая версия ФФД создана для фискального накопителя, которым оборудуется онлайн-касса. Если модель кассы в списке поддерживающих ФФД 1.2, тогда не требовалось приобретать новое оборудование. Если фискальный накопитель поддерживает формат 1.2, то с его помощью можно формировать реквизиты по новым требованиям. Эти реквизиты в первую очередь относятся к тем, кто занимается реализацией маркированной продукции.
Если фискальный накопитель истекал до 6 августа, следовало купить новый, уже с поддержкой ФФД 1.2. Если действующий фискальный накопитель мог работать и после 6 августа, его разрешалось использовать дальше до конца времени его эксплуатации.
Обязательная маркировка 2021
Маркировка молочной продукции стала обязательной в 2021 году. Она распространяется на сыры, мороженое, молоко, сливки, масло, творог и другие молочные товары. Полные правила можете найти в Постановлении Правительства РФ от 15.12.2020 № 2099.
Даты ввода маркировки (для производителей и импортеров):
- сыры и мороженое - с 01.06.2021 (с 01.06.2021 мороженое и десерты без содержания молочных жиров и (или) молочного белка не маркируются);
- молочная продукция со сроком хранения более 40 суток - с 01.09.2021;
- молочная продукция со сроком хранения до 40 суток (включительно) - с 01.12.2021.
Если на момент введения маркировки на складах оставалась продукция, произведенная заранее, ее разрешили продавать без маркировки, т.е. маркировать нужно только товары, произведенные и упакованные после этих дат.
Маркировка обуви в 2021. Согласно этому постановлению, с 1 сентября 2021 года от маркировки освобождена обувь, не предназначенная для продажи: витринные, рекламные и технологические образцы.
Маркировка одежды. Распоряжение Правительства РФ от 31.08.2021 № 2402-р от обязательной маркировки освободили одежду и белье, изготовленные ремесленниками.
Маркировка воды. С 1 сентября 2021 года действует обязательная регистрация участников оборота упакованной воды в системе «Честный ЗНАК». С декабря текущего года производители не смогут выпускать продукцию без маркировочных кодов. Под маркировку подпадают следующие категории воды:
- природная или искусственная минерализованная, газированная, без добавок, в т.ч. улучшающих вкус;
- минеральная и газированная, природная минеральная;
- негазированная бутилированная;
- прочая бутилированная питьевая.
Обязательная маркировка 2022
Маркировка молочной продукции
Изначально срок начала передачи в систему мониторинга информации о розничной реализации молочной продукции был назначен на 1 декабря 2021 года, но его перенесли.
Сейчас даты ввода кодов маркировки для ритейлеров следующие:
- С 20 января 2022 года становится обязательной подача сведений о выбытии мороженого и сыров со сроком годности 40 дней и менее при розничной реализации, включая продажу через кассу;
- С 31 марта 2022 года - становится обязательным подача сведений о выбытии остальной молочной продукции со сроком годности 40 дней и менее при розничной реализации, включая продажу через кассу;
- С 1 июня 2022 года - становится обязательным подача сведений о выбытии молочных продуктов сроком годности более 40 дней при розничной реализации, включая продажу через кассу.
Маркировка обуви
С 01 марта 2022 года вводом в оборот обувных товаров будет считаться исключительно направление в систему мониторинга уведомления о вводе в оборот. То есть, маркировать товары нужно будет до ввода в оборот, а не после.
Маркировка воды
С 1 марта 2022 года маркировка становится обязательной для прочих категорий питьевой воды. Производители и импортеры любой категории упакованной воды к этой дате обязаны быть зарегистрированы в системе и описать свои товары в каталоге. К этому времени также должны быть полностью настроены процессы по заказу кодов, их нанесению на товары с подачей в систему отчета о нанесении и вводе кодов маркировки в оборот.
С 1 сентября 2022 года розница, которая продает любые типы упакованной питьевой воды, с этой даты обеспечивает сканирование кодов на кассе при продаже маркированной продукции и передачу сведений о продажах в систему маркировки с использованием онлайн-касс. К этому времени необходимо протестировать процессы продажи, передачи сведений в систему маркировки, и обеспечить наличие 2D-сканеров на кассах, а также при необходимости обновить кассовое ПО.
Маркировка пива
Минпромторг подготовил проект правил маркировки пива и некоторых видов слабоалкогольных напитков. Формально он еще не утвержден, но его уже можно найти на Федеральном портале проектов правовых актов.
Согласно проекту, планируется, что маркировка пива начнется:
- 1 сентября 2022 года – для пива и слабоалкогольных напитков в специализированной упаковке;
- 1 декабря 2022 года – для пива и слабоалкогольных напитков в других видах упаковки.
Для ритейлеров даты планируются следующие:
- 1 сентября 2022 года – для пива и слабоалкогольных напитков в специализированной упаковке;
- 1 июня 2023 года – для пива и слабоалкогольных напитков в других видах упаковки.
Закон об обязательных QR-кодах в общественных местах
Госдума приняла в первом чтении закон об обязательном применении QR-кодов в общественных местах. Проверка QR-кодов планируется с 1 февраля по 1 июня 2022 года. Общественный транспорт изменения не затронут, им можно будет и дальше пользоваться без кодов или иных документов, связанных с иммунитетом к COVID-19. Для автоматизации процесса проверки QR-кодов вакцинации, мы подготовили для вас несколько решений.
Онлайн-кассы на рынках и ярмарках в 2022 году
В начале декабря 2021 года Правительство РФ внесло в Госдуму поправки к законам о применении ККТ на розничных рынках. Ключевые изменения в законе затронут почти всех рыночных торговцев, которые будут обязаны использовать онлайн-кассы. Планируется, что закон начнет действовать с 1 февраля 2022 года, а крайним сроком для установки онлайн-касс планируют назначить 1 апреля 2022 года.