более 100 офисов в 9 странах
Россия, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, ОАЭ, Турция, Испания, Канада, Колумбия
Выбор региона
Ваш город: Алматы
+7 (727) 266-70-80
+7 (747) 094-02-05

Как закрыть ИП в 2020 году: пошаговая инструкция

64.jpg

Если предприниматель принимает решение завершить свою бизнес-деятельность, ему нужно сделать это грамотно: по всем правилам рассчитаться со своими сотрудниками, закончить дела с кассой, должным образом завершить документационные и налоговые обязательства.

В России на сегодняшний день насчитывается примерно три с половиной миллиона ИП, и очевидно, что это самый распространенный тип организации бизнеса.

Основная причина популярности ИП проста - это легкость процедуры учреждения ИП и ведения его налоговой отчетности. Однако, начиная с 2016 года, отмечается рост закрывающихся компаний по отношения к количеству открытых. Например, в 2018 году число закрытых ИП превысило количество открытых более чем в два раза, а точнее, в 2,14 раза. Причинами закрытия ИП могут быть личное решение учредителя в виду личных причин, принудительное закрытие ИП по решению суда, банкротство, смерть или физическая недееспособность предпринимателя, эмиграция учредителя и как следствие лишение его гражданства.

Какие ошибки совершаются при закрытии ИП

1. Несдача налоговой отчетности

Если предприниматель закрывает ИП до того, как истек отчетный период, просто не сдают налоговую отчетность. И как следствие такой забывчивости - налоговую отчетность ему нужно сдать в 15-дневный срок.

2. Нарушение сроков снятия с учета контрольно-кассового аппарата

Нужно иметь в виду, что контрольно-кассовый аппарат, находящийся в распоряжении предпринимателя, снимается с учета заранее - до того, как подается заявление о завершении деятельности ИП.

3. Утилизация документации ИП

Многим кажется, что необходимости в документах ИП после его закрытия нет, и их можно уничтожить. Однако это не так - по закону (п. 8 ст. 23 НК РФ) вся налоговая и бухгалтерская отчетность хранится на протяжении 4-х лет, чтобы в будущем избавить себя от возможных неприятностей и разногласий с контролирующими инстанциями. При этом кадровая документация, включающая личные дела сотрудников, приказы об их увольнении и приеме на работу, трудовые договоры с ними, их личные карточки, расчетные ведомости с ними, - хранится намного дольше, на протяжении не одного десятка лет.

Этапы закрытия ИП

Предпринимателю, решившему прекратить свою деятельность, необходимо пройти через несколько обязательных этапов. Хотя эту процедура будет гораздо проще, если предприниматель не является непосредственным работодателем и в деятельности компании не используется онлайн-касса.

Здесь предлагается подробная инструкция по закрытию ИП и упоминание всех необходимых документов, которые для этого понадобятся.

1. Расчет сотрудников - первое дело ответственного работодателя

Основное обязательство предпринимателя, у которого есть наемные работники, - это окончательный расчет с ними, сдача отчетности и уплата необходимых взносов.

Первым делом здесь за две недели нужно уведомить в письменной форме о предстоящих изменениях службу занятости по месту проживания ИП. Строгой формы для такого заявления нет, поэтому оно пишется в произвольной форме. Однако в нем обязательно должны быть упомянуты следующие обязательные пункты:

  • специальность сотрудника;
  • профессия;
  • должность;
  • размер оплаты труда сотрудника;
  • требования к его квалификации.

Второй шаг - это уведомление о грядущем увольнении самих работников. Делается это обязательно в письменной форме, и работник после ознакомления с приказом должен поставить под ним свою подпись. При этом если в трудовом договоре с сотрудником указаны компенсационные выплаты, которые должен получить работник после расторжения с ним трудового договора, они должны быть ему выплачены.

Что касается сроков уведомления работников о готовящемся закрытии и увольнении, если в трудовом договоре нет этого пункта, то ИП не должен уведомлять их об этом за два месяца, как в случае с работодателями-организациями. Если же в договоре указаны сроки предупреждения об увольнении, то предпринимателю придется им следовать и уведомить абсолютно всех сотрудников, в том числе тех, кто находится в отъезде, в отпуске или на больничном.

После этого для каждого сотрудника необходимо приготовить документы:

  • Приказ о прекращении действия трудового договора (по форме №Т-8). (Издать его нужно до появления записи о завершении деятельности ИП в ЕГРИП.). Приказ должен содержать пометку о расторжении трудового договора в связи с прекращением деятельности ИП, на основании п. 1 ч. 1 ст.81 ТК РФ, и под ним должна стоять подпись сотрудника.
  • Внесение записи в трудовую книжку. Она делается на основании записи из приказа.
  • Внесение записи в личную карточку сотрудника, под его роспись.
  • Документ о страховом стаже (СЗВ-СТАЖ).
  • Справка о доходах (по форме 2-НДФЛ).
  • Информация о трудовой деятельности (при необходимости, по форме СТД-Р).
  • Выдача трудовой книжки.
  • Начисление зарплаты, в том числе и компенсации при увольнении, если таковые прописаны в трудовом договоре.
  • Любые другие заверенные копии документов, касающиеся трудовой деятельности сотрудника, если от него поступил письменный запрос на них.

2. Внесение взносов за сотрудников

Сделать это нужно в налоговой, ПФР и ФСС, отправив туда документы:

  • для налоговой: 6-НДФЛ и РСВ;
  • для ПФР: СЗВ-СТАЖ, СЗВ-М, СЗВ-ТД;
  • для ФСС: форма 4-ФСС.

После этого в 15-дневный срок необходимо внести страховые взносы за работников, указанные в 4-ФСС и РСВ.

Только после того, как будет уволен последний сотрудник, можно будет подать заявление в ФСС о снятии с учета в роли работодателя. Форму заявления можно найти на сайте ФСС. Снятие с учета производится в течение 2 недель после получения заявления. Также нужно учитывать, что, если у работодателя остались задолженности по платежам в ФСС, их нужно будет уплатить даже после снятия с учета.

3. Снятие с учета ККТ

При принятии решения о закрытии ИП, нужно подать заявление в ФНС по поводу снятия с учета онлайн-кассы. Это можно сделать как лично, посетив налоговую, так и через интернет. на сайте ФНС.

4. Завершение отношений с контрагентами

После правильного завершения вопросов с работниками, сдачи всей необходимой отчетности, снятия с учета ККТ, нужно озаботиться завершением отношений с контрагентами, куда входит выплата им задолженностей и взыскание с них таковых, если они имеются.

Все эти отношения прописаны в договорах, например, о поставке принадлежностей для работы, об аренде, сервисном обслуживании оборудования и т.д. Все эти договоры очень желательно расторгнуть до закрытия ИП. Поскольку после завершения деятельности ИП все непогашенные долги остаются на предпринимателе, ставшем теперь просто физическим лицом, нужно до этого момента выплатить контрагентам то, что им причитается, и взыскать долги с них.

5. Ликвидация печати ИП, если таковая имеется

Ясно, что после завершения деятельности ИП его печать уже не имеет юридической силы. Для собственного спокойствия лучше будет просто ее уничтожить, чтобы не позволить каким-нибудь третьим лицам нелегально ею воспользоваться. Уничтожение печати должно быть зафиксировано в специальном акте, заверенном комиссией, которая вполне может состоять из друзей или родственников.

6. Подготовка перечня документов для закрытия ИП

Подготовленный пакет документов отправляется в налоговую, которая регистрировала данного ИП. Нужно отправить следующие документы:

  • Заполненное заявление о госрегистрации по поводу прекращения физическим лицом деятельности как ИП по форме № Р26001, которую можно скачать на сайте ФНС. Если заявление подается в налоговую предпринимателем лично, ему достаточно предъявить паспорт, а если заявление отправляется онлайн или по почте, подпись на нем должна быть заверена нотариусом.
  • Квитанцию об уплате госпошлины (она составляет 160 руб.) - нужна только при личной подаче документов.

Можно также отправить подтверждение сведений в ПФР, но, если предприниматель не предоставит этот документ, не страшно - территориальный орган Пенсионного фонда сам направит нужные сведения в электронном виде в налоговую по ее запросу.

Подать эти документы в налоговую можно любым предпочтительным способом:

  • при личном визите;
  • по почте ценным письмом, с заверенной нотариусом подписью и указанием его ИНН;
  • при помощи представителя, имеющего при себе заверенную нотариусом доверенность;
  • в отделении МФЦ - лично или через представителя с доверенностью;
  • онлайн, через госуслуги;
  • онлайн, через портал "Подача электронных документов на государственную регистрацию".

Если документы отправляются в электронном виде, они должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью. После получения документов в налоговой принесшему или отправившему их лицу выдается расписка.

Если отправленные документы в порядке, налоговая должна закрыть ИП в 5-дневный срок. Когда это произойдет, предприниматель получает лист записи ЕГРИП и документ о снятии его с учета.

Что может произойти после закрытия ИП? Если у бывшего ИП остались невыплаченные долги, они все равно подлежат им к уплате, хоть он теперь и имеет статус физического лица. Необходимо погасить задолженности перед Пенсионным фондом, а также оставшиеся страховые взносы за период действия ИП, учитывая то, что каждый ИП является в первую очередь работодателем, который сам должен следить за медицинским страхованием и пенсионными выплатами.

7. Приведение в порядок отчетности

По упрощенной схеме налогообложения в подаче декларации нет необходимости. В остальных случаях срок ее подачи - до 25 числа следующего после снятия с учета месяца. На ЕНВД предприниматель должен подать декларацию до 20 числа следующего за закрытием ИП месяца.

На ОСН предприниматель должен подать форму 3-НДФЛ в 5-дневный срок после появления записи о завершении деятельности ИП, а декларацию по НДС - до 25 числа месяца, следующего за закрытием ИП квартала.

Также предпринимателю после ликвидации ИП дается 15-дневный срок для закрытия страховых взносов. Сумму взносов несложно посчитать на калькуляторе взносов, ее фиксированная часть будет снижаться прямо пропорционально по отношению к числу дней существования ИП. А если доход ИП был больше 300 000, нужно дополнительно уплатить 1% от этой суммы.

8. Закрытие расчетного счета

Для того, чтобы закрыть расчетный счет, нужно посетить банк, в котором его открывали, взять там соответствующее заявление и заполнить его.

Если с закрытием небольшого ИП его учредитель в принципе может разобраться самостоятельно, то для завершения деятельности компании с большим доходом лучше воспользоваться услугами эксперта-юриста. Юрист в качестве помощника и консультанта поможет избежать большого сложностей и убережет от всевозможных ошибок. Он поможет и в мелочах, например, правильно заполнит заявление в ФНС - если оно будет заполнено неверно, ФНС вправе отказать предпринимателю в закрытии его бизнеса. И, конечно, квалифицированный юрист поможет избежать возможных серьезных последствий. Например, если накануне завершения деятельности ИП не по правилам завершить трудовые отношения с работниками или допустить ошибки в снятии ККТ с учета, то ФНС может запросто отказать в закрытии ИП. Мало того, она не просто откажет, а устроит проверку работы ИП, если ей что-то не понравится. А если не уделить внимание расторжению трудовых отношений с сотрудниками в рамках Трудового законодательства до прекращения деятельности ИП, то они имеют полное право обратиться на предпринимателя в суд и отстаивать там свои законные права.


Займемся снятием кассы с учёта за Вас! Оставьте заявку, и наш специалист с вами свяжется!

Вам может быть интересно
Оставить комментарий
CAPTCHA
Введите символы с картинки *
Подпишитесь на еженедельную рассылку полезных новостей