Россия, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, ОАЭ, Турция, Испания, Канада, Колумбия
+7 (747) 094-02-05
Что нужно знать о кассах самообслуживания?
Доля магазинов, внедривших в свою работу кассы самообслуживания (КСО), увеличивается с каждым годом. Их популярность растет и на общемировом уровне, и конкретно в нашей стране. Однако, вопрос частичного перехода на КСО вовсе не так однозначен, как это может показаться на первый взгляд, и к их установке нужно подходить осторожно и вдумчиво.
КСО нельзя назвать универсальным решением, которое подойдет любой розничной точке. К тому же, рассматривать их нужно как дополнение к стандартному кассовому узлу, а не как полноценную его замену. Зато при грамотном подходе это дополнение позволяет ритейлерам увеличивать выручку, значительно повышать пропускную способность и наращивать уровень лояльности покупателей.
Лучше всего КСО работают в продовольственных магазинах крупных и средних форматов с постоянным потоком покупателей (гипермаркеты и супермаркеты), но могут подойти и крупной непродовольственной рознице. Лучше воздержаться от установки КСО в неблагополучных районах или локациях с большим количеством проходимцев (например, в привокзальных магазинах) – в таких местах велика вероятность увеличения количества хищений, вплоть до 20%. Однако, в магазинах с более состоятельным контингентом уровень краж может наоборот упасть после ввода КСО.
Преимущества и недостатки касс самообслуживания
В целом, у нас нет статистики, которая бы однозначно указывала на связь между уровнем воровства и наличием КСО. В любом случае, существует множество инструментов для дополнительного контроля и защиты от недобросовестных покупателей: умные весы, сверяющие вес корзины с учетным весом сканируемых товаров, непереклеиваемые этикетки, видеонаблюдение, консультанты «за спинами». Однако, всегда нужно соблюдать баланс, ведь ощущение доверия – одна из причин, почему посетителям магазинов нравятся КСО.
Среди других преимуществ для покупателей: избавление от очередей, экономия времени, самостоятельный контроль над правильностью ввода данных, отсутствие необходимости контактировать с кассиром и другими покупателями, возможность управляться со своими покупками в комфортном им темпе, приватность.
Пока что не все посетители магазинов готовы пользоваться КСО, поэтому использовать их обязательно нужно в связке с обычными кассами, причем идеальную пропорцию придется подбирать для каждого отдельного случая. Человек с забитой доверху тележкой скорее предпочтет очередь к «живой» кассе, а КСО обычно привлекает людей с небольшим количеством покупок. При верно выдержанном балансе между традиционными и автоматизированными кассами, выгоду почувствуют оба типа покупателей – ведь очереди к обычным кассам могут сократиться аж на 50%.
Обычно КСО поддерживают только безналичную оплату. Конечно, модули для приема наличных денег существуют, но их установка несет за собой огромный ворох расходов и забот. Поэтому выбирая, сколько касс демонтировать, освобождая место под КСО, нужно учитывать соотношение наличных и безналичных платежей в данном магазине (а так же, среднее количество позиций в чеке и статистику по кражам).
Как выбрать подходящую кассу самообслуживания
Выбор техники и комплектации – еще одна задачка на поиск правильного баланса. Остановившись на дешевой модели, вы рискуете не раскрыть потенциал КСО и регулярно терять деньги из-за отсутствия защиты от краж, а дорогие варианты могут не так быстро окупаться.
Но обычно срок окупаемости (ROI) у касс самообслуживания небольшой – при грамотном планировании и качественном внедрении эта инвестиция может выйти в плюс за 1,5 года, или даже раньше.
Успешность такого проекта легко измерить: рост прибыли сложится из уменьшения затрат (на оплату труда и обучение кадров, на обслуживание кассовых лент, на возмещение убытков от краж с участием персонала) и увеличения выручки (благодаря возрастающей пропускной способности и повышению привлекательности магазина в глазах старых и новых клиентов).
Сегодня внедрение КСО – один из главных трендов отечественного ритейла. Если вам удастся обойти «скользкие места» и грамотно учесть все нюансы – они предстанут перед вами во всей красе и усилят позиции вашего бизнеса.