Россия, Казахстан, Узбекистан, Беларусь, ОАЭ, Турция, Испания, Канада, Колумбия
+7 (747) 094-02-05
Маркировка пива: важная информация для продавцов
Эксперимент по маркировке пива стартовал с 1 апреля 2021 и будет продолжаться до 31 августа 2022. Порядок его проведения регулируется Постановлением Правительства РФ №204 от 17.02.2021.
По оценкам экспертов, объем нелегального оборота слабоалкогольных напитков, в частности, пива занимает до 12% рынка.
В настоящее время в эксперименте можно принять участие на добровольной основе. Однако существует вероятность, что после 31.08.2022 маркировка пива станет обязательной.
Что нужно маркировать
К напиткам, подлежащим экспериментальной маркировке, относятся:
- безалкогольное пиво;
- пиво, крепость которого превышает 0,5%;
- изготовленные на основе пива напитки;
- медовуха;
- пуаре и сидр;
- другие слабоалкогольные напитки, изготовленные по технологии брожения и имеющие крепость до 7%.
Размеры тары не имеют значения. Маркировке подлежат и двадцатилитровые кеги, и небольшие бутылки.
Кто должен осуществлять маркировку пива?
Маркировка нужна всем участникам товарооборота, в который входят:
- производители;
- импортеры;
- оптовые склады;
- розничные магазины;
- общепит, отели (хорека).
Код маркировки
Планируется ввести коды двух типов:
1. Код на каждую единицу продукции. Здесь будут зашифрованы данные о товаре: дата изготовления, производитель, состав, срок годности. Внешне код будет напоминать QR-код, т.е. двухмерный матричный код DataMatrix, информацию с которого можно считывать сканером.
Внутри код разделен на две условные части:
Уникальный идентификатор товара (код товара из 14 символов + индивидуальный серийный номер единицы товара из 13 символов).
Ключ проверки оригинальности (4 символа).
2. Код-агрегатор. Этот вид маркировки потребуется на стадии упаковки. В нем будет содержаться информация о каждой отдельной единице продукции, содержащейся внутри упаковки.
Учет маркировки пива
В ЦРПТ отметили, что для учета маркированного товара потребуется участие всех звеньев торговой цепи. В процесс будет вовлечен и производитель, и конечный продавец, а иногда даже и потребитель.
Чтобы лучше понять механизм работы, подробнее рассмотрим этапы учета.
- Производитель слабоалкогольной продукции должен получить коды маркировки в системе "Честный ЗНАК", а затем разместить их на товарах: пробках или этикетках.
- Импортер слабоалкогольный напитков сначала заказывает коды маркировки, а потом отправляет их поставщику, который должен нанести полученную информацию на товар. Когда таможенное оформление будет завершено, импортер сообщит системе о вводе маркированного товара в оборот.
- Когда товар передается дистрибьютору, импортер или производитель должны сформировать электронный УПД, где будут указаны все коды продаваемых напитков. В процессе отправки данный документ регистрируется в системе учета маркировки.
- Когда дистрибьютор (оптовик) принимает маркированные товары, он сверяет коды на них с данными, указанными в сопроводительных документах. В системе учета маркировки ему необходимо будет отметить факт получения товара.
- Когда потребуется отгрузить товары далее по цепочке товарооборота, оптовик должен сформировать УПД в электронном виде и зарегистрировать в системе "Честный ЗНАК" движение промаркированного товара.
- Заведение общепита либо розничный магазин, получив товар от поставщика, должны сверить информацию из сопроводительных документов с кодами на бутылке. Затем в системе обязательно нужно отметить факт получения маркированного товара.
- Выбытие из товарооборота (розничная продажа) отражается в системе учета при помощи онлайн-касс.
Что должны знать участники маркировки пива
Чтобы учет маркированных товаров происходил по всем правилам, участникам оборота слабоалкогольных напитков потребуется:
- зарегистрироваться в системе "Честный ЗНАК";
- заключить договор с оператором ЭДО;
- завести усиленную КЭП (квалифицированную электронную подпись);
- установить программное обеспечение, которое будет поддерживать учет маркировки;
- установить сканер штрих-кодов Data Matrix или терминал сбора данных;
- рознице потребуется онлайн-касса со специальной прошивкой, позволяющей работать в системе маркировки;
- импортеру и производителю придется приобрести программно-аппаратный комплекс, чтобы было можно заказывать коды маркировки.